Цель: вспомнить триумфальные и трагические страницы ВОВ, почтить память героев, воспитывать чувство любви к своей стране.
Оборудование: карта «Сталинградская битва», портреты советских военачальников – участников битвы, документальный фильм «Сталинградская битва».
Люди!
Покуда сердца стучатся, –
Помните!
Какой ценой завоёвано счастье,–
Пожалуйста,
Помните!
Р. Рождественский .
Ребята этот урок представляет собой часть цикла «Чтобы помнили…», посвящённого городам-героям Великой Отечественной войны 1941-1945гг., так как в этом году 72-годовщина Сталинградской битвы именно этому городу герою и Сталинградской битве будет посвящен наш урок.
Учитель: (слайд Звучит отрывок песни: «На Мамаевом кургане тишина…») фото Сталинграда
Стоит над рекой Сталинград величавый,
На поле победы, как воин, стоит,
Восходит над ним богатырская слава,
И русская песня над Волгой звенит.
Учитель: Когда в нашу страну приезжают гости из дальнего и ближнего зарубежья в числе маршрутов их путешествий есть и тот, что ведёт к городу, расположенному на Волге. К городу-герою Волгограду И это не случайно! Сталинградская битва, одна величайших битв Великой Отечественной, явилась поворотным моментом в ходе Второй Мировой войны. Интерес к Сталинграду не ослабевает, и не утихают споры исследователей. Сталинград – город, ставший символом страданий и боли, символом величайшего мужества, навсегда останется в веках в памяти человечества.
Ученик :
Грянул год, пришел черед
Нынче мы в ответе
За Россию, за народ
И за всё на свете…
Учитель : в июле 1942 году на фронте началось мощное наступление немцев на юг Гитлер устремился на Сталинград – важный стратегический пункт и крупнейший центр оборонной промышленности. Немецкое командование основательно подготовилось (было создано значительное превосходство в людской силе и технике).
Маршал Советского Союза В.И. Чуйков позже напишет: «К стенам Сталинграда подходил сильный враг, владеющий военным искусством, оснащённый военной техникой, накопивший богатый опыт в проведении сложнейших военных операций» (В.И. Чуйков «Гвардейцы Сталинграда идут на Запад» М., 1972 г.)
Для Гитлера Сталинград был символом Сталина и СССР
Ученик:
Ну, да что о том судить, –
Ясно всё до точки.
Надо, братцы, немца бить,
Не давать отсрочки…
Учитель: Первоначально задачу овладения Сталинградом фашистское командование возлагало на 6-ю и 4-ю танковую армии. Нацистские стратеги полагали, что советские войска, ослабленные в предыдущих боях, не окажут серьёзного сопротивления. Но их надеждам не суждено было сбыться. Советские воины развеяли немецкие надежды, отстаивали каждый метр родной земли.
Ученик:
Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал.
Злой и упрямый, по грудь в земле,
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад –
Он защищал Сталинград.
Танк на него надвигался, рыча,
Мукой и смертью грозил.
Он, притаившись в канаве, с плеча
Танки гранатой разил.
Пулю за пулю. Снаряд за снаряд.
Он защищал Сталинград.
Учитель : Наступление немцев удалось приостановить, но обстановка оставалась очень и очень напряженной – шли новые подготовки наступления неприятеля. И уже 19 августа развернулись жаркие бои на ближних подступах к городу. В сентябре части 6-й немецкой армии (командующий генерал Паулюс) и 4-й танковой армии (генерала Гота) начали бои по овладению Сталинградом, который защищали 62-я армия В. Чуйкова и 64-я армия М. Шумилова. ( Слайд портреты ) Перед 62-й и 64-й армиями была поставлена необычайно ответственная задача – принять на себя в пригородах и городе всю силу концентрированных ударов гитлеровских войск, навязать противнику изматывающие бои, сковать его и отстоять Сталинград. Ожесточённые бои шли несколько дней, солдаты сражались за каждый дом за каждый метр земли. Особенным стал день – 24 августа, когда немцы стремились разрезать оборону советских армий, чтобы выйти к Волге. ( слайд карта Волги)
Ученик : А.М. Василевский так описывал этот момент: «В течение 24 августа вокруг Сталинграда шли ожесточённые бои при огромном превосходстве сил противника, особенно на направлениях главных его ударов. Однако наши воины, героически дравшиеся плечом к плечу с рабочими отрядами и населением города, отбивали все атаки» ( «Дело всей жизни», М., 1973 г.)
Просмотр отрывка видеофильма о защите города.
Ученик:
Подсчитайте, живые,
Сколько сроку назад
Был на фронте впервые
Назван вдруг Сталинград.
И у мёртвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за Родину пали,
Но она спасена.
Учитель : Начав 13 сентября штурм Сталинграда, противник главные усилия направлял на овладение его центральной и южной частями. Особенно упорная борьба велась в районе Мамаева кургана, на берегу Царицы, в районе элеватора, вокруг вокзалов. К ноябрю наступательные возможности немецких войск были исчерпаны. Полностью овладеть городом так и не удалось.
Г.К. Жуков и А.М. Василевский предложили план контрнаступления под Сталинградом, чтобы окружить и уничтожить противника.( операция под кодовым названием Уран а затем Кольцо)
19 ноября 1942года войска Юго-Западного (Командующий генерал Н. Ватутин) и Донского (К. Рокоссовский) фронтов перешли в контрнаступление и прорвали оборону противника.
20 ноября в контрнаступление перешли войска Сталинградского фронта ( Командующий генерал Еременко).
А 23 ноября советские войска замкнули кольцо окружения немецких войск в Сталинграде общей численностью более 300 000 человек. ( слайд пленение немецкой группировки)
Ученик : К.К. Рокоссовский позже запишет: «Все попытки противника помешать продвижению наших войск оказались запоздалыми. Его танковые и моторизованные соединения, перебрасываемые из района Сталинграда к месту прорыва, вводились в бой по частям и, попадая под удары наших превосходящих сил, терпели поражение.» ( К.К.Рокоссовский «Солдатский долг», М., 1972 г.)
И пробил час. Удар обрушен первый –
От Сталинграда пятится злодей.
И ахнул мир, узнав, что значит верность,
Что значит ярость верящих людей.
Учитель: Верховное Главнокомандование решило, что настало время для нанесения завершающего удара. С этой целью был разработан план операции, получившей условное название «Кольцо». Проведение операции возлагалось на войска Донского фронта, которым командовал К.К. Рокоссовский. Уже 8 января 1943года войскам Паулюса было предложено сдаться. Командование окружённой группировки, выполняя приказ Гитлера, отказалось принять ультиматум.
10 января в 8час. 05 мин. залп тысяч орудий разорвал тишину морозного утра. Войска Донского фронта приступили к окончательной ликвидации врага, а 22 января штурмовали противника на всём фронте. ( слайд хроника освобождения Катюша)
31 января враг вынужден был сложить оружие.
1 февраля на противника с утра были обрушены мощные удары артиллерии и авиации. На многих участках, занимаемых гитлеровцами, появились белые флаги.
2 февраля боевые действия на берегу Волги прекратились. Ученик :
В свой срок – не поздно и не рано –
придёт зима, замрёт земля.
И ты к Мамаеву кургану
придёшь второго февраля.
И там, у той заиндевелой,
у той священной высоты,
ты на крыло метели белой
положишь красные цветы.
И словно в первый раз заметишь,
Каким он был, их ратный путь!
Февраль – февраль, солдатский месяц –
Пурга в лицо, снега по грудь.
Сто лет пройдёт. И сто метелиц.
А пред ними все в долгу.
Февраль – февраль.
Солдатский месяц –
Горят гвоздики на снегу. ( слайд минута молчания музыка Поклонимся великим тем годам)
Учитель: В чём заключалось историческое значение Сталинградской битвы?
Ответы учащихся:
1 начался коренной перелом в ходе войны;
2 в ходе битвы Красная Армия разгромила пять армий Германии и её союзников;
3 произошли крупные изменения в международной обстановке: (распалась гитлеровская коалиция, начался подъём национально-освободительной борьбы в странах, порабощённых агрессорами)
4 был подорвал моральный дух немецкой армии.
Ведущие: Сражение за Сталинград вызвало отклик во всём мире…
5 Германия не просто проиграла битву и потеряла испытанную в боях армию, она потеряла ту славу, которую она приобрела в начале войны.
Учитель: И так ребята наш урок подошел к концу и мне хочется закончить его словами маршала Победы Г.К. Жукова «Мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку. Повсюду и везде он делал всё, от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом».
Так давайте ребята, будем помнить всех, кто ковал для нас Великую Победу!